суббота, 12 марта 2016 г.

Звуковая культура речи дошкольников

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.
Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Работой по исправлению нарушения звукопроизношения, конечно, должен заниматься специалист- логопед, но и родители могут помочь ребёнку. Занимаясь с ребёнком 15-20 минут в день проговариванием чистоговорок, скороговорок можно оказать существенную помощь ребёнку. Хочу предложить вниманию родителей коллекцию русских скороговорок и чистоговорок, надеюсь она заинтересует родителей и поможет ребёнку, постепенному исправлению звукопроизношения

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистоговорки с быстрым проговариванием




·                     У Сени и Сани сом с усами.
·                     Сеня в сени сено вез.
·                     У осы не усы, не усищи, а усики.
·                     Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
·                     Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
·                     От топота копыт пыль по полю летит.
·                     Восьмой кол вбили в частокол.
·                     Топали да топали, дотопали до тополя.
·                     Дятел дуб долбил, да не додолбил.
·                     В один, Клим, клин колоти.
·                     Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:



·                     Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
·                     Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
·                     Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
·                     Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
·                     Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
·                     Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
·                     Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
·                     Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
·                     Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
·                     Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
·                     Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:


·                     Жутко жуку жить на суку.
·                     Ежу на ужин жук нужен.
·                     У ужа ужата, у ежа – ежата.
·                     Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
·                     По двору, по подворью в добром здоровье.
·                     У нас на подворье погода размокропогодилась.
·                     Свинья тупорыла весь двор перерыла.
·                     Летят пичужки через три пустые избушки.
·                     У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
·                     Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
·                     На кочке квочка, квочка на кочке.
·                     Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
·                     Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
·                     Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
·                     Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
·                     Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
·                     Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!